Главная > Путь чая: в большое плаванье на бумажном кораблике
Путь чая: в большое плаванье на бумажном кораблике22 мая 2012 ![]() Этот пост созревал в сознании долго, как картина. Иногда он почти целиком, детализированный каждым эпитетом, стоял у меня перед глазами, а потом расплывался под воздействием перемен, словно я был в доску пьян. Но сегодня мозаика сложилась, пора идти за кистью и краской утолять жажду иссохшего холста. Прошло ровно 5 месяцев и 2 дня с того момента, как я перешел внутренний Рубикон от увлечения чаем к бизнесу. С одной стороны это было несложно, ведь тогда уже шла разработка Интернет-магазина на базе чайного сайта и даже закуплено небольшое количество товара. С другой — оффлайн бизнес для меня был как темный лес, в чем я еще не раз потом убеждался. В начале декабря владелец того самого магазина из прошлого поста сказал, что дела у него последнее время идут неважно, и предложил выкупить его маленький чайный бизнес «as is». Я оценил потенциал, и решил, что дело стоящее. Магазин мне достался по цене себестоимости остатков товара на момент продажи, а так же уменьшенной на сумму амортизации стоимости торгового оборудования. В общем: 120к. Оплачивал частями в течении трех месяцев. Вместе с товаром и оборудованием на прежнем месте остался и продавец — тот самый чайный мастер с 15-летним стажем. В тот момент его вклад сложно было переоценить, ведь около 30% покупок совершалось его товарищами, учениками, знакомыми и т.п. Товарный ассортимент состоял исключительно из развесного чая (Китай, Индия, Цейлон) и кофе, так же на полках присутствовал Мате и посуда для чайной церемонии, для пития мате и кофе. Кроме натуральных сортов чая один стеллаж был отведен под фруктовые напитки, травяные сборы, а так же черный и зеленый чай с добавками. В углу имелось скромное местечко для чайной церемонии на 4-6 человек, отгороженное от основного пространства магазина ширмой. Один-два раза в неделю здесь традиционно проходили чайные встречи, которые посещали преимущественно одни и те же люди. Их сознание воспринимало чай уже не как увлечение, церемонию, способ самовыражения. Каждый из них уже осознавал некую тропу, проложенную чаем в восприятии всего окружающего. И если идти по этой еле заметной тропинке не сворачивая, то вскоре она становится шире и заметнее, а затем медленно превращается в красивую мощеную дорожку из желтого камня, с которой уже сложно свернуть, да и не хочется. Думаю, это и называется «Путь чая», по крайней мере для меня он выглядит именно так. Да, что-то я отвлекся. Итак, магазин. Сразу после покупки я поставил перед собой ряд задач, которые должны были вывести бизнес снова на точку безубыточности, а затем и в прибыль. Не буду вдаваться в подробности, чтобы работать «в ноль», нужно было продавать на 60-65к в месяц, или чуть больше 2к в день. Продавец работал с понедельника по субботу, а воскресенье был выходным. Я решил, что нехуй отдыхать, и каждое воскресенье выходил продавать сам. Помимо плюсов для покупателей, это был еще и опыт для меня: таким образом я лучше понимал все бизнес-процессы, и в будущем имел возможность совершенствовать их не вслепую, а зная обо всех нюансах. Далее я изучил спрос и определил задачи по расширению товарного ассортимента. Было 2 основных поставщика: один по чаю, другой — по кофе и паре-тройке сортов чая. С основным (чайным) ко мне перешли все бонусы от сотрудничества прошлого владельца: самые низкие цены, доставка до транспортников за 1 день, условие рассрочки на месяц и ориентация на мое мнение в вопросах того, что им нужно закупать непосредственно в Китае. С другими поставщиками — только 100% предоплата и 3 дня на упаковку и отправку транспортникам. За 2-3 месяца удалось расширить товарный ассортимент в 2 раза по чаю, а посуды стало так и вовсе втрое больше. Естественно, расширялся не чем попало, а только теми сортами, на которые был покупательский спрос, а так же хорошее соотношение цена/качество. Так же быстро пришел в выводу, что одного поставщика по чаю крайне мало. В марте заказал много посуды для чайной церемонии и заодно дорогого, но весьма хорошего чая. Все эти действия весьма хорошо сказались на уровне продаж. Учитывая, что магазин никак не рекламировался в городе, кроме недельного размещения баннера на местном трололо-сайте и периодических напоминаниях о его существовании в Твиттере и ВКонтактике — динамика была потрясающая. Выручка в октябре и ноябре (самый сезон, кстати) у прошлого владельца составила около 55к и 50к (убыток 3 и 6к соответственно). Последние 13 дней декабря с новым товаром вывел в плюс 6к чистыми. Январь был, как и ожидалось, никаким: выручка 46к (убыток в районе 8-9к). Удачные расширения ассортимента в феврале и марте дали выручку 75к и 98к (прибыль около 7к и 17к). Все это время я периодически, без особого фанатизма искал новое место для магазина, т.к. на старом месте в виду неудобного расположения и ограниченности в площади (16 кв.м.) перспектив для дальнейшего роста просто не осталось. И в конце марта я нашел, кажется, идеальное место для нового магазина. Самый центр города, 33 квадратных метра, одноэтажная пристройка, которую видно со всех сторон. И цена аренды за 33 квадрата всего в полтора раза выше, чем на старом месте за 16 квадратов. В голове практически сразу сформировался устойчивый образ чайной хижины, отделанной бамбуком и тростником. «Беру!» — сказал я. С этого момента и началось все самое интересное… Вот так выглядело идеальное место летом 2011 года (скрин с Яндекс.Панорам): ![]() Один из несомненных плюсов — большое окно (175х180 см) на фасаде, которое заставляет проходящих мимо людей заглядываться на витрины с пуэрными блинами и баночками чая. Старое деревянное окно с пугающей решеткой прошлый арендатор обязан был заменить на новое пластиковое, без всяких решеток и заграждений. Они съехали в середине марта, и до конца месяца должны были поменять окно. До этого момента я в принципе не мог проводить никаких внутренних работ, т.к. после монтажа окна все было бы в адской пыли. Я по наивности своей полагал, что те уложатся в сроки, ага. После череды сдвигов срока установки окна, когда мои нервы и нервы хозяйки помещения были уже на исходе, окно таки поставили. Чудо свершилось 7 апреля, а переезд изначально был запланирован на 15 апреля. Начался этап внутренней отделки. Дело в том, что внутри помещения стены были окрашены в черный цвет, что просто никак не подходило под общую концепцию чайного клуба. В то время я был предельно загружен работой по клиентам, а так же отчетом по преддипломной практике, поэтому попросил продавца зачистить поверхность стен от облупившейся местами старой краски и нанести новую, светло-кофейного оттенка. Тогда я еще не подозревал, но что мне выльется такое опрометчивое решение. Теперь я запомнил на всю жизнь: «Либо делай сам, либо нанимай специалиста». Продавец зачем-то взял себе в помощники одного из учеников по чайной школе, и они около 5 дней потратили на очистку стен, грунтовку и покраску. Когда в выходной я пришел и посмотрел на результат, я охуел. Они зачем-то попытались отодрать старую краску вообще везде, но у них это не получилось, и как результат — вся стена была в «шрамах» от скребков. И поверх этих огромных царапин была нанесена грунтовка и краска. Естественно, смотрелось это просто ужасно, и даже несмотря на то, что этот адЪ находился бы сзади стеллажей, я решил все переделать. В спешном порядке (спасибо хорошим строительным знакомствам отца) нашли женщину, которая выровняла шпатлевкой и заново покрасила всю стену буквально за 5 дней. Помимо потерянного времени это вышло в дополнительную копейку. Параллельно заменил еще одно окно на пластиковое, остальные решил утеплить пенопластом и наглухо зашить гипсоволокном. Итак, на 24 апреля я имел лишь помещение с голыми стенами и окнами, как внутри, так и снаружи. Времени оставалось мало, поэтому тут же поехал на базу и привез заранее заказанные бамбуковые заборы, чтобы обшить ими фасад магазина. Предварительно стену перекрасил из поносно-розового в ярко-зеленый цвет. Работы по установке забора сопровождались отборным матом и заняли почти 3 дня. Параллельно в это время были привезены 2 новых стеллажа для посуды. Один день потратили на уборку мусора и 29-го было решено перевозить товар и оборудование со старого места на новое. Казалось, что все проблемы уже решены и до открытия рукой подать… Но не тут-то было. Дело в том, что вместе с переездом я хотел сменить название магазина с хуйзапомнишь какого длинного, но глубокомысленного «Пространство чайных перемен» на более короткое и брендовое «Чайфория», а пространство оставить слоганом. Но продавец посчитал это название наркоманским и в самый последний момент отказался работать с таким названием. Так, с 29-го апреля я остался один. Все майские праздники вдвоем с любимой работали с 9 утра до 10 вечера, выставляли стеллажи, расставляли товар, доделывали мелочи. И 4-го мая я таки открылся, правда, в полувоенном режиме. Торжественно открытый магазин с аццкой бумажной вывеской (сверху от забора будут баннеры, снизу — короба с газоном): ![]() Примерно в это время выяснилось, что мои планы по регистрации товарного знака «Чайфория» накрываются медным тазом. Оказалось, что такая торговая марка уже зарегистрирована и ребята делают Интернет-магазин. А следовательно торговая в Интернете под таким названием я не имею права, и в оффлайне тоже желательно сменить название на уникальное. Название уже придумано, когда доделаю внутренние и внешние убранства — сделаю отдельный небольшой пост и там все расскажу. Сейчас я имею:
Чтобы все это разрулить сейчас собираю пакет документов, буду брать кредит в 150к под 14% годовых в государственном центре поддержки малого предпринимательства. Отдавать надо будет по 13,5к в месяц, итоговая сумма выплат составит около 162к. Лучшего способа выбраться из всей этой нахлынувшей радости я не вижу. Да, сижу и торгую сейчас сам. Параллельно за ноутбуком работаю по клиентам, вечером продолжаю работу дома. Медленно, но верно, бумажный кораблик продолжает плыть в девятибалльный шторм по волнам сурового океана оффлайн-бизнеса… Ждите новых записей в бортовом журнале, чо :) Похожие записи
Комментарии:24.03.2013 / 21:11 — Александр 21.02.2013 / 16:41 — Евгений 18.10.2012 / 16:37 — Антон 10.10.2012 / 23:58 — Влад 16.07.2012 / 10:44 — diseon 14.07.2012 / 14:52 — гаденышь 24.05.2012 / 12:28 — DimaX 24.05.2012 / 10:46 — TIIIMOXAN 23.05.2012 / 21:35 — sidash 23.05.2012 / 18:10 — Глеб Варганов 23.05.2012 / 11:29 — alex 23.05.2012 / 09:43 — B-ReD 23.05.2012 / 08:55 — Негр 23.05.2012 / 00:22 — Neolot 22.05.2012 / 23:38 — Akhe 22.05.2012 / 23:23 — B-ReD 22.05.2012 / 23:21 — Павлуцкий Александр 22.05.2012 / 23:10 — Глеб Варганов 22.05.2012 / 23:09 — MasterX 22.05.2012 / 22:59 — webmozg
|
![]() «Личный блог — это не общество анонимных интеллигентов, здесь и нахуй послать могут» © B-ReD
АрхивО сайтеКонтакты |